В VR у вас нет возможности «обмануть» зрителя

О работе над VR-проектами рассказывает Максим Хирный, CEO Mondlicht Studios, специалист в сфере CGI.

Сегодня VR и AR — нечто гораздо большее, нежели новый способ развлечения. Интерактивные приложения используют все больше брендов, которые стремятся расширить возможности диалога с потребителем и привлечь поколение Z. Профессионалы, разбирающиеся в VR, — специалисты будущего.

Максим Хирный работал в 3D- и lowpoly-моделировании, а несколько лет назад увлекся VR. Сегодня Максим работает над проектами для IKEA, Phillips и других серьезных брендов, создает виртуальные здания и придумывает нестандартные решения для интерактивных приложений.

Максим рассказал нам о:

Жанна Травкина

Пишет про дизайн в Skillbox. Работает директором по маркетинговым коммуникациям, изучает рекламную графику и 3D.


Реклама всегда меня привлекала: как Максим попал в CG

— Расскажи, с чего все началось, как ты попал в CG?

— Я учился в Художественно-промышленном институте на факультете «Интерьер и оборудование». В то время все делалось «ручками»: перспективы строились под линеечку, а красилось — акварелью или гуашью. Работа над проектами шла долго, и ошибок бумага не прощала.

Мама купила мне первый компьютер, и я установил 3D Max Version 3. С этого момента началось самое интересное — на создание проектов уходило в 10 раз меньше времени, и это оказалось в 20 раз интереснее. Освободившееся время я тратил на художественные эксперименты и развитие навыков.

Художественное училище, в котором учился Максим

— Многие наши студенты переживают, что не умеют рисовать. Насколько этот навык важен при работе в CG?

— Мне повезло: я прошел через старую школу, сейчас мало кто может этим похвастать. Каждому, кто хочет работать в CGI, советую взять несколько уроков у профессионального художника и научиться рисовать — это помогает начать смотреть на вещи по-новому.

Умение рисовать дает преимущество, но это — не обязательный навык. CGI делится на множество разных областей. Например, для работы в моделинге, рендеринге или VFX рисовать не потребуется, но если вы хотите стать концепт-художником, то без умения делать красивые наброски не обойтись. В сфере matte painting умение рисовать также станет большим плюсом.

— Ты помнишь свой первый проект? Как его сейчас оцениваешь?

— На свой первый проект сегодня даже смотреть не могу, не то что показывать. Тогда было очень сложно сделать что-то стоящее, интернета у меня не было и доступа к урокам тоже. Поэтому я просто нажимал на кнопки и смотрел, что из этого получится.

— Ты говорил, что работал с играми. Почему перешел в рекламу?

— В игровую индустрию я попал случайно. В Гамбургской высшей школе изобразительных искусств мне сказали, что я совсем не одарен в искусстве. И это после пяти лет обучения у лучших профессионалов Украины!

Я разослал портфолио в разные фирмы и сразу получил ответ от маленькой, но очень быстро растущей компании. Сейчас в Bigpoint работает около 500 человек. Мы делали графику для онлайн-игр. Меня всегда поражало, как много людей играло в наши игры и сколько денег они тратили на это!

Кадр из игры Dark Orbit, над которой работал Максим

— Не жалел, что оставил игры?

— Реклама меня всегда привлекала, здесь очень много свободы для фантазии и каждый проект ставит перед тобой новые задачи, текучка как таковая просто отсутствует.

Как создавать проекты для VR

— Сейчас ты увлекся VR/AR-проектами. Расскажи, что именно ты делаешь?

— Проекты в VR и AR очень сильно связаны с играми. Во-первых, они создаются на игровых движках, а во-вторых, в них присутствует интерактивность и возможность двигаться в 3D-пространстве — все это пришло к нам из игр.

Я работаю в этой отрасли около трех лет и могу сказать, что разница между статичной картинкой или даже видеороликом и интерактивным проектом просто колоссальная. Здесь человек сам может управлять происходящим, тем самым он связывает себя с предложенным ему продуктом. Это очень увлекательный процесс для любой целевой группы.

Зачастую VR-проекты представляют из себя нечто вроде фильма со своим сценарием и историей. Разработчики ведут пользователя по сюжету, позволяя полностью погрузиться в историю.

Я работал над множеством проектов, хотя многие из них не могу показать из-за NDA.

Очень интересным получилось интерактивное приложение IKEA — виртуальный конфигуратор с возможностью изменения освещения и материалов. Пользователь надевал VR-очки (Oculus Rift) и оказывался в помещении, которое мог изменять на свое усмотрение. В этом проекте большую роль играл звук — аудиоинструкции подсказывали пользователю, что и как ему нужно делать.

Интерактивный проект для IKEA, созданный Demodern GmbH

В таких проектах очень важно не вываливать на пользователя все возможности сразу, сделать происходящее как можно более интуитивно понятным — это задача UX/UI-дизайнера. Как правило, работает над таким приложением команда из нескольких человек в течение нескольких месяцев.

Очень популярными стали проекты на больших экранах — очень похоже на iPad, только в десять раз больше. Таким был проект для Philips — интерактивный каталог больничных сканеров. Пользователь мог не только покрутить продукт, но и получить исчерпывающую информацию о возможностях данного объекта.

Совсем недавно вышел тизер виртуальной студии для KST Moschkau GmbH, над созданием которой мы работали несколько месяцев. Главное требование клиента было в том, чтобы студия была “Bodenständig” — максимально функциональной и приземленной. Фактически мы были никак не ограничены, поэтому я позволил себе определенную смелость как при создании концептов, так и в процессе реализации проекта.

Мы не хотели останавливаться на разработке обычного пространства и спроектировали целое здание, в котором находится не только сама студия, но и ресепшн, презентационная зона, зона для отдыха, рабочее пространство и так далее. Созданное нами пространство можно настраивать под себя и использовать для различных целей — трансляций, презентаций и любого другого VR-проекта. Над этим проектом мы работали вместе с Сергеем Чебаном из студии Cube in Cube — он отвечал за реализацию проекта в Unreal Engine.

Тизер виртуальной студии, над которой работал Максим

— Можешь рассказать, чем работа над проектами VR/AR отличается от привычного рабочего процесса?

— Работа над интерактивными проектами очень сильно отличается от работы над статичными изображениями. Во многом это связано с тем, что у вас нет возможности «обмануть» зрителя и что-то скрыть от него. Когда работаешь над картинкой, тебя не особо заботит, что происходит за кадром, а в VR нужно прорабатывать все, что зрителю попадет на глаза.

Очень важен фактор производительности продукта — все должно двигаться мягко, без скачков. Чтобы достичь такого эффекта, создается специальный lowpoly-моделинг, который отличается от обычного highpoly-моделинга количеством полигонов. Это очень трудоемкий процесс, и добиться хорошего качества с маленьким количеством полигонов очень сложно. При работе над стандартной картинкой ошибки, которые получились при рендере, можно отретушировать — просто замазать. В интерактивных проектах такого сделать, к сожалению, нельзя.

— Как, по твоему мнению, эти технологии могут повлиять на рекламу в ближайшем будущем?

— Я считаю, что будущее за интерактивными проектами — технологии развиваются, и то, что нельзя было сделать еще вчера, можно сделать уже сегодня. Сейчас существует несколько ограничений, связанных с производительностью: скорость интернета и скорость процессора мобильного устройства. Загрузка приложения на мобильном устройстве должна происходить за секунды, поэтому разработчики уделяют очень много внимания тому, чтобы сделать финальный продукт как можно меньше по размеру.

Тем не менее статичная картинка как медийная единица всегда будет иметь успех. Не у каждого клиента достаточно денег, чтобы сделать интерактивный проект, и не всегда это требуется.

— Фантасты и футурологи вовсю рисуют мир будущего больше виртуальным или хотя бы с огромной частью дополненной реальности. Как считаешь, насколько это близкое к нам будущее?

— На данный момент хорошо сделанных интерактивных приложений можно насчитать сотню, но как только производство примет массовый характер, тогда все вокруг нас начнет «блинькать» и «крутиться». В Европе это произойдет лет через двадцать-тридцать, в Китае в больших городах это уже практически реализовано. Мой знакомый фотограф работает в Шанхае и говорит, что там будущее, Европа по сравнению с китайскими городами деревня.

— А сам ты, как потребитель, как к VR/AR относишься? Это то, чего ты бы хотел вокруг себя видеть побольше, или наоборот?

— К виртуальной и дополненной реальности я отношусь очень хорошо. Считаю, что любое развитие несет только положительный характер. А если надоест видеть вокруг себя всю футуристическую чепуху, всегда можно пойти в лес погулять.

Один из последних проектов Максима

— Сейчас вы с Димой1 и Давидом2 развиваете собственную студию. Чем отличается рабочий процесс от фрилансерской деятельности и работы по найму?

— Рабочий процесс по созданию картинок ничем не отличается от фриланса. По-моему, разница только лишь в способах поиска клиентов. Фрилансеров чаще всего нанимают студии, где они реализуют чужой проект, или для того, чтобы спасти провальный. При этом наемный работник подписывает NDA и зачастую не имеет права показывать свою работу.

Студии же, наоборот, должны искать прямых клиентов или рекламные агентства. Фрилансер, открывающий студию, становится прямым конкурентом тех, на кого он раньше работал. Период перехода от наемной работы к собственной студии самый сложный, но и одновременно самый интересный.

— А как справляетесь с нагрузкой? Все делаете сами или нанимаете других фрилансеров?

— С графической частью мы справляемся сами, но вот с программированием возникают большие проблемы. Людей, разбирающихся в игровых движках, очень мало, их единицы. Я искал на форумах, писал, но так никто и не откликнулся.

Нам нужен специалист, который не только владеет движком и может его программировать, но и хотя бы немного разбирается в графике. Мы находимся в постоянном поиске новых специалистов и будем рады рассмотреть их портфолио.

1) Дмитрий Глазырин


Известный CGI-специалист и хедлайнер курса «Рекламная графика».

2) Давид Шэфер


Известный CGI-специалист с огромным опытом работы в рекламе автомобильных брендов.

Как попасть в индустрию

— С чего стоит начать новичку, собирающемуся построить карьеру в CG?

— Новичку могу посоветовать запастись большим количеством времени и посвятить его просмотру уроков, я слышал, у Skillbox есть неплохие курсы.

У моего поколения не было такой возможности, а сейчас с этим проблем вообще нет, даже наоборот, слишком много всего, поэтому лучше всего выбирать серьезные школы и курсы.

Каждому художнику лучше всего сначала найти себя, понять, чем именно заниматься. Нужно попробовать себя в разных сферах, чтобы понимать, как все работает и как устроен процесс. Даже менеджеру студии необходимо знать, как устроена компьютерная графика, чтобы правильно отвечать на вопросы клиента.

— Какими навыками нужно обладать? Какие программы знать?

— Выбор программы зависит от направления деятельности, каждая программа имеет свои плюсы и минусы. На мой взгляд, анимацию лучше делать в Maya, так как там лучшие инструменты для анимирования, а вот архитектурную визуализацию — в 3ds Max, но многое также зависит от ваших привычек, каждый специалист выбирает наиболее удобную для себя программу.

— Как вообще понять, что ты чего-то стоишь как профессионал?

— Это очень просто, профессионала отличает количество и качество заказов, а также готовность делиться опытом. Когда вас просят поделиться вашими знаниями и вы делаете это — создаете уроки, которые пользуются успехом, то вы на правильном пути.

Интерактивный каталог IKEA (Demodern GmbH), над которым работал Максим: пользователь мог не просто посмотреть на картинку, а покрутить предмет, рассмотреть, изменить

— Где искать работу?

— Этот вопрос на миллион! Я считаю, что профессионал всегда найдет работу, главное — создать портфолио и не забывать обновлять его. Не менее важно размещать свои работы в социальных сетях, общаться с людьми и посещать профильные мероприятия. Вас заметят, это всего лишь дело времени.

— Многие новички не хотят браться за проекты под NDA, ведь их нельзя будет нигде выложить. Как с этим можно бороться? И стоит ли?

— Да, к сожалению, от этого никуда не деться. Придется выбирать: или деньги, или слава. Зачастую выбор падает на деньги, поэтому так важно создавать проекты для портфолио, тут вас никто не сможет ограничить.

— Какие ошибки допускают все новички?

— Чаще всего — тратят свое время, а ведь это самый главный ресурс! Если есть проблема и вы не знаете, как решить ее, найдите уроки на YouTube. Не стоит тратить время и пытаться самому понять программу, если это уже сделали до вас. Будьте открыты ко всему новому — каждая новая программа может увеличить вашу производительность в разы.

Блиц-опрос

— V-Ray или Corona?

— V-Ray.

— Последний фильм, который тебя впечатлил?

— «Аватар».

— Любимое место в Европе?

— Моя деревня Hemmingen.

Hemmingen — очаровательная немецкая деревушка, в которой живет Максим со своей семьей

— Если не Германия, то…

— Даже не знаю.

— Кто из современных CGI-специалистов повлиял на тебя больше всего?

Paul Chadeisson, Illusion CGI Studio и CARIOCA STUDIO.

Курс

Рекламная Графика


Учебный курс от создателей самых живых и ярких иллюстраций на российском рынке. Вы прокачаете навыки в рекламной ретуши, техническом дизайне и CGI-графике, а еще — получите новую интересную профессию с высоким доходом.

Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox
Cannot find 'new.sale.action' template with page ''