'skillbox:menu.api' is not a component

«Так победим»: основатель «Логомашины» о дизайне, бизнесе и гражданской позиции в блоге

Интервью с основателем «Логомашины» — дизайн-студии, которая создает больше всего логотипов в России.

Логомашина

Дизайн-студия

Головной офис

Санкт-Петербург, Россия


Направления работы

Создание фирменного стиля и логотипов, нейминг, дизайн сайтов, оформление соцсетей


Число сотрудников

25


Ссылки



Антонина Никулина

Проводит интервью со студентами и выпускниками Skillbox, любит digital и иностранные языки. В 2016 году стажировалась на радио в Германии.


В интервью Роман Горбачев рассказывает:

Предпринимательство, страх и хаос вокруг

— Ты основал «Логомашину» в 2013 году. Расскажи, с чего начинался проект.

— Я всегда идентифицировал себя как дизайнер, еще в школе пытался заниматься чем-то подобным. Когда уже начал работать, то понял, что хочу запустить что-то свое. Было чувство, что я не до конца реализую свой потенциал; казалось, что если бы мне дали свободу, то результат, возможно, понравился бы людям больше. «Логомашина» была не первым, но самым серьезным моим проектом, до нее все было очень мелко, прям игрушечно.

А потом у меня появилась идея: брать заказы только на логотипы. Я сделал лендинг с услугами и первое время сам выполнял всю работу. Потом, когда увидел, что запросов много, набрал команду дизайнеров. По сути, «Логомашина» тоже начиналась как попытка: я хотел посмотреть, что из этого получится. Но в определенный момент она начала приносить неплохие деньги.

— Как «Логомашина» выросла из проекта в серьезное агентство?

— Повлияло знакомство с Денисом Решановым. Он гораздо больше, чем я, занимался предпринимательством, был более опытным в этой сфере. Как раз Денис и предложил мне сделать из «Логомашины» полноценный бизнес. Мы стали партнерами, он во многом мне помог: подсказал, объяснил, как некоторые вещи работают именно с точки зрения
бизнес-процессов. К слову, с момента нашего сотрудничества «Логомашина» выросла в 25 раз.

Логотип дизайн-студии «Логомашина»

— Ты говорил, что долгое время не решался заняться предпринимательством. Что тебе мешало?

— Страх. Но не могу сказать, что я тогда этот рубеж преодолел, и всё. Наоборот, предпринимателю всегда страшно. Я и сейчас боюсь, что что-то не получится, зря потрачу время, опозорюсь. С каждым шагом ставки растут: сначала ты стремишься заработать 10 тысяч на своем проекте, потом планка поднимается до 100 тысяч, до миллиона — а с цифрой растут и риски. Поэтому в бизнесе всегда есть страх неопределенности. Это особенность предпринимательства: нет единственного правильного решения, потому что, какой бы способ ты ни выбрал, при определенных условиях у тебя всё может получиться. И зеркально: если ты взял за основу чужой опыт, нет гарантии, что в твоем случае он сработает.

— Как ты считаешь, каждый может стать предпринимателем или нужен особый склад ума?

— Однозначно нужно иметь определенные наклонности, это не каждому дано. Но в то же время существует много различных типов предпринимателей, поэтому общего рецепта не подскажу. Главное, чтобы человек мог ориентироваться и здраво рассуждать, когда вокруг неопределенность и хаос.

— У тебя в команде 20 человек, среди них большинство — дизайнеры. Расскажи, каково руководить творческим коллективом.

— Работать с людьми в принципе сложно. Мы можем предсказать, что будет со Вселенной через несколько миллионов лет, а что будет с человеком через пять минут — не можем. Конечно, дизайнеры — специфические сотрудники, но к ним можно найти подход. Лично мне опыт работы дизайнером скорее мешает в управлении, потому что я очень хорошо понимаю их проблемы и боли. А вот с условным бухгалтером мне намного проще строить общение: я не представляю, что ему может не нравиться и что его беспокоит, поэтому не занимаюсь гиперопекой, которая только вредит.

Роман с коллегами за обсуждением проекта

Карьера дизайнера и настоящий профессионализм

— Расскажи, кого ты можешь назвать профессионалом.

— У меня есть свой универсальный для всех профессий критерий: хороший специалист может с любыми входными данными и условиями выдать максимально качественный результат. Даже если к тебе пришел клиент, который просит написать красным по желтому «Скидка 50%». Другими словами, профессиональный дизайнер — это человек, который справляется с поставленной задачей, а не только разбирается в градиентах и красивых картинках на Behance.

— Давай поговорим о саморазвитии дизайнера. Как ты считаешь, какой путь продуктивнее: работа в офисе или на фрилансе?

— Всё зависит от дизайнера, это его личный выбор. Если человеку некомфортно работать в конкретных условиях, то он не будет развиваться и расти, потому что все его мысли будут о том, как выйти из этого дискомфорта. Разница в том, что у компании есть выверенная система работы с клиентом, а на фрилансе каждый проект — это новый вызов. Опять же в офисе вы постоянно общаетесь, обмениваетесь опытом, где-то даже незаметно для себя расширяете кругозор. Наверное, если человек всю жизнь на фрилансе, он что-то из этого упускает.

В офисе «Логомашины»

— Какие ты видишь пути для самостоятельного продвижения дизайнера на фрилансе?

— Думаю, есть очень много способов, как можно о себе заявить. Первое, что работает на рынке дизайна айдентики, — это рекомендации. Если тебя может посоветовать компания, имеющая вес в своей сфере, то, скорее всего, ты выйдешь на постоянный поток заказов. Но сложность состоит в том, чтобы найти такого клиента. Из пассивных способов еще подойдет любой каталог, Behance, например.

— Ты следишь за трендами? Сколько времени уделяешь этому?

— Я не занимаюсь просмотром работ других студий. Если что-то революционное происходит у 99designs, Upwork, Tailor brands или у Лебедева, то да, я об этом узнаю. Но за каждым их обновлением не слежу. Меня в большей степени интересуют мои потенциальные клиенты: что им важно, чего они хотят, почему именно этот продукт, а не другой.

Цель: оправдать ожидания клиента

— Наверное, непросто сделать для какой-то компании фирменный стиль, нужно понимать ее проблемы и цели. Как в «Логомашине» выстроена работа с клиентами?

— У нас этим вопросом занимаются менеджеры. Главное их качество — они очень хорошо умеют слушать. Основная мысль в том, чтобы понять, какая у клиента ситуация, и почему именно сейчас ему нужен логотип.

— Сколько нужно провести встреч, чтобы понять, что клиенту нужно?

— Я недавно посчитал: мы больше 10 тысяч часов проговорили с клиентами со всего мира, но до сих пор не всегда можем быстро разобраться в том, чего хочет заказчик. В среднем достаточно трех встреч, чтобы он постепенно понял, что ему нужно, а вместе с ним и мы.

Логотип для сети кофеен «Etlon coffee» в Санкт-Петербурге

— Важным аспектом работы является презентация логотипа. У вас есть какие-то фишки в этой сфере?

— Конечно, и я о них подробно говорю в нашем курсе, так что сейчас раскрывать не буду. Но основной посыл в том, чтобы заказчик увидел то, о чем мы договорились, чтобы его ожидания на 100% совпали с реальностью. На презентации реакция должна быть не «вау», а «я именно это и представлял». Такого результата мы добиваемся несколькими способами: во-первых, показываем очень много графики, даже не своей, просто как пример того, что может быть. Тогда у клиента до презентации складывается определенный образ, в который сможет вписаться наш логотип. Во-вторых, мы говорим словами клиента, то есть проговариваем то, что он у нас и просил.

— Раз речь зашла о курсе с твоим участием, расскажи, для кого он.

— Мы готовили этот курс для тех, кто уже что-то понимает в дизайне, но хочет углубиться в логотипы и фирменные стили. В первую очередь он будет полезным для будущих дизайнеров «Логомашины», потому что там подробно описывается флоу работы и наши принципы. Это хорошая новость для всех, кто хочет этот курс, — это не просто теория, а пошаговый алгоритм создания таких стилей, как у нас, работы с клиентом, упаковки кейсов и самопиара. В целом программа создана для достаточно опытных дизайнеров как в сфере фирстилей, так и пришедших из другого направления.

О бизнесе в массы

— Ты ведешь Telegram-канал, делишься там своими мыслями, опытом. А когда ты сам начинал бизнес в 2013 году, где искал ответы на свои вопросы?

— Наверное, тогда у меня не было достаточного количества вопросов. Это сейчас я заморачиваюсь, думаю, как правильно спросить, у кого можно найти подходящий опыт, где я могу этому научиться. В 2013 году я просто делал и делал, а уже когда появился Денис, то он и ответил на большую часть моих вопросов.

— Расскажи, зачем ты ведешь канал.

— Это мое хобби. Мне это нравится, к тому же я считаю, что у меня это неплохо получается. В какой-то мере я так выражаю свою гражданскую позицию. Дело в том, что я уверен: каждый человек, который хочет что-то изменить, должен либо запустить свой стартап, либо присоединиться к какому-то из существующих. Потому что именно новые технологии, решения меняют нашу жизнь. Несколько лет назад мы не знали, что можно нажать на кнопку и приедет такси, а сейчас это часть нашей реальности. Именно о таких переменах я и говорю.

— Насколько серьезно ты подходишь к блогу? Готовишь контент-планы, собираешь аналитику по целевой аудитории?

— Нет, я пишу в основном о том, что сам недавно понял и узнал. А моя целевая аудитория — это люди, у которых со мной схожие ценности и желания. У меня в Telegram специально не настроены лайки, нет комментариев, поэтому основной ориентир для меня — количество подписчиков. Если оно растет, значит, люди друг другу пересылают мои посты, потому что находят их полезными, более того, они возвращаются и начинают регулярно меня читать.

— Ты чувствуешь какую-то ответственность, когда делишься своими мыслями в Telegram-канале?

— Нет. Я честен перед людьми: это мой канал и мои мысли. Просто у каждого должно быть понимание, что это только мое мнение; если идея кажется любопытной, то уже на совести читателя, будет он ее использовать или нет. Если решится, то результат — это его ответственность. Я считаю, что могу быть не прав, только если буду врать подписчикам.

— Ты пишешь свою книгу. Расскажи, как у тебя появилась такая идея.

— Я преодолел очередной рубеж в бизнесе и понял, что если сейчас не начну писать, то совсем оторвусь от реальности и забуду то чувство, когда ты не понимаешь как можно запустить свой проект и как на нем зарабатывать. Поэтому и начал писать книгу, пока свежи воспоминания о том, какие темы меня самого беспокоили.

— По структуре это история твоего успеха?

— Сейчас это больше похоже на инструкцию «Что нужно делать, чтобы что-то сделать». Причем там уклон именно на таких людей, как я, то есть в книге нет советов из разряда «Нормально делай, нормально будет».

— Что значит «такие люди, как ты»?

— Это те, кто боится, кто не уверен в своих планах, кто сомневается. Я думаю, что уже достаточно публикаций для тех, у кого развитая сила воли и мотивация. Им, конечно, мои советы ни к чему, они и так всего добьются.

Образование и тяга к стартапам

— Насколько для тебя принципиален вопрос, окончил твой сотрудник вуз или только курсы?

— Зависит от должности, на которую он претендует. Но мне в любом случае важнее, что человек умеет делать. Я свой диплом даже не стал забирать: отучился, но понял, что не обладаю достаточными компетенциями, чтобы иметь диплом экономиста в сфере IT. Однако этот факт никак не помешал мне построить карьеру.

Сотрудники «Логомашины» за работой

— Как относишься к самообразованию? Как сам развиваешься?

— Отношусь положительно. В данном случае серьезную роль играет практика, к «Логомашине» я тоже отношусь именно как к практике. Иногда посещаю рекомендуемые моими знакомыми тренинги, общаюсь с людьми и читаю некоторые каналы в Telegram, но очень избирательно.

— Какие каналы тебе интересно читать? О чем они должны быть?

— В большинстве случаев — о стартапах. Мне интересно, как люди проверяют какую-то гипотезу, добиваются результатов. Но не просто небольшой бизнес, как салон красоты, а проекты на основе того, чего еще не было. Как они работают, как забирают долю на рынке — это меня очень увлекает.

Планы

— Хотел бы запустить другой проект или расширить рамки «Логомашины»?

— Конечно. Я хотел бы проект, который стоит как минимум 100 миллионов долларов. Это достаточно большой бизнес, и будет ли это «Логомашина» или что-то другое на этом рынке или на другом — в принципе неважно.

— Расскажи о планах на будущее.

— У меня есть некоторые установки в плане денег, но это, я думаю, не уникально, и такая гонка с собой свойственна каждому предпринимателю.

— Не жалеешь, что когда-то свернул в сторону бизнеса?

— Я сам выбрал этот путь — отказаться от одних вещей в пользу других. Как можно об этом жалеть? Меня всё устраивает.

Блиц

— Книга, которую стоит прочитать?

— Вассерман, «Чем социализм лучше капитализма».

— Качества идеального сотрудника?

— Ответственность, нацеленность на результат, увлеченность тем, что он делает, и как воспринимает себя и окружающих.

— Что нельзя говорить клиенту?

— Нельзя обещать того, что не можешь сделать.

— Страна-передовик в дизайне?

— Россия.

— Образование, которое ты хотел бы получить?

— Что-то в сфере политики или философии.

Курс

Дизайнер логотипа и фирменного стиля


За четыре месяца вы станете специалистом по одному из самых востребованных направлений дизайна, научитесь презентовать свои идеи клиентам, а по итогам курса — соберете собственное портфолио.

Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox